back to homepage

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Информация о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с требованиями положения «Об организации инклюзивного образования в ГБПОУ РО «СМТ» и приказом и.о. директора от 02.09.2024 № 138-л/с, с учётом результатов проведенного в 2024 – 2025 учебном году мониторинга потребностей обучающихся с инвалидностью в специальных образовательных условиях, в техникуме реализуется комплекс мер по обеспечению условий доступности для инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, и иных маломобильных групп населения: условий для беспрепятственного доступа на территорию и к зданиям (архитектурную и информационную доступность) и предоставляемым услугам в сфере образования.

В рамках архитектурной доступности:

  • по итогам проведения паспортизации установлена условная доступность для инвалидов и иных маломобильных групп населения образовательной организации и предоставляемых услуг (Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования утверждён начальником УСЗН Сальского района 15.03.2024, приказом и.о. дирекора ГБПОУ РО «СМТ» от 25.03.2024 № 45-л/с, информация о доступности образовательной организации размещена на информационно–аналитическом портале государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в разделе «Карта доступности социальных объектов» https://zhit-vmeste.ru/map/);
  • в учебном корпусе, расположенном по адресу: г. Сальск, ул. Кирова, 17, обеспечена возможность доступа к объекту и предоставляемой услуге, передвижения по территории образовательной организации, входа в учебный корпус и выхода из него с помощью работников, ответственных за оказание ситуационной помощи инвалидам и иным маломобильным группам населения при их личном обращении в ГБПОУ РО «СМТ», ассистивных и вспомогательных технологий, возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников техникума;
  • входная зона объекта оборудована пандусом, что обеспечивает доступ в образовательную организацию граждан, использующих кресла-коляски и детские коляски;
  • отсутствие специализированного жилищного фонда не позволяет образовательной организации обеспечивать обучающихся жилой площадью;
  • с учётом функционального назначения, образовательная организация не имеет оборудованной автостоянки для посетителей; ближайшая городская автомобильная парковка, на которой выделены места для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и детей-инвалидов, расположена по адресу: город Сальск, улица Кирова (см. на схеме);
  • приказом и.о. директора ГБПОУ РО «СМТ» от 16.10. 2024 года № 166-л/с утверждён порядок допуска собаки-проводника на объекты образовательной организации при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, утвержденном Приказом Минтруда России от 22.06.2015 № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» и специальной шлейки (поводка) собаки-проводника; в ГБПОУ РО «СМТ» предусматривается специальное место для отдыха/ожидания собаки-проводника, размер которого составляет 1,5 кв.м с возможностью фиксации собаки на свободном поводке.

В рамках информационной доступности:

  • в учебном корпусе, расположенном по адресу: г. Сальск, ул. Кирова, 17, обеспечивается наличие адаптированной справочной информации, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту и образовательным услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля, соблюдаются требования СП 136.13330 в части обеспечения визуальной контрастности смежных поверхностей, предоставление услуг переводчика русского жестового языка (тифлосурдопереводчика) с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации и вспомогательных (ассистивных) устройств и технологий:

В рамках доступности оказываемых образовательных услуг:

  • приказом и.о. директора ГБПОУ РО «СМТ» от 20.09.2023 № 128-л/с утверждён порядок сопровождения инвалидов и иных маломобильных граждан, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, на территории и в учебном корпусе ГБПОУ РО «СМТ» и оказания им необходимой ситуационной помощи; на входе в учебный корпус установлена кнопка вызова персонала для оказания ситуационной помощи, сотрудником образовательной организации, ответственным за сопровождение и оказание помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам, при получении согласия на такую помощь, обеспечивается сопровождение гражданина, техническая помощь ассистента в преодолении барьеров, мешающих получению образовательных услуг наравне с другими лицами;
  • в учебном корпусе, расположенном по адресу: г. Сальск, ул. Кирова, 17, обеспечена доступность для обучающихся с особыми образовательными потребностями оборудованных учебных кабинетов, учебных аудиторий для проведения практических занятий, библиотеки, спортивной площадки, соблюдаются требования СП 59.13330 в части оборудования санитарно-гигиенического помещения, доступного для инвалидов на креслах-колясках; созданы необходимые условия охраны здоровья и питания обучающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (буфет расположен на 1 этаже в основном корпусе техникума);
  • в образовательной организации имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – индукционная система, предназначеная для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха (слабослышащим людям, использующим слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты; для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предоставлена возможность использования во время аудиторной и внеаудиторной учебной работы персональных ноутбуков, мультимедийных средств, проекторов с пультами дистанционного управления;
  • обучающимся из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия, дидактические, лекционные материалы в электронном виде, с высокой степенью учёта эргономических требований к учебно-методическим материалам, возможностью самостоятельного выбора обучающимся размера и типа шрифта при просмотре учебного материала на экране, с возможностью изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста; базовыми площадками для работы с электронными учебными средствами во внеурочное время являются читальный зал библиотеки и учебные аудитории, подключенные к сети Интернет;
  • в ГБПОУ РО «СМТ» обеспечивается свободный доступ обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным информационным и образовательным ресурсам, профессиональным базам данных, необходимым и достаточным для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе к образовательному контенту ведущих издательств учебной литературы на современной платформе электронной библиотечной системы «Лань», к онлайн-платформам для дистанционного обучения с возможностью взаимодействия педагогических работников иобучающихся (личные кабинеты обучающихся и преподавателей) в электронной информационно-образовательной среде:
  • Платформы видеоконференций и ONLINE-обучения:
    • Образовательная платформа «Сферум» – https://sferum.ru/
    • Online Test Pad – Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения https://onlinetestpad.com/ru
  • Платформы общеобразовательного цикла дисциплин (1 курс на базе основного общего образования):
  • Федеральные и региональные Интернет-ресурсы:
  • Система управления здравоохранением и образованием России и Ростовской области:
    • ​Министерство здравоохранения Российской Федерации https://minzdrav.gov.ru/
    • Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
    • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области  https://minobr.donland.ru/
  • Федеральные образовательные порталы и базы данных:
    • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
    • Методический центр аккредитации специалистов http://fmza.ru/
    • Портал Федеральных учебно-методических объединений в СПО http://fumo-spo.ru/
    • Федеральная электронная медицинская библиотека https://femb.ru/
    • Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестёр России»  http://www.medsestre.ru/
    • Справочно-информационный портал «Государственные услуги»  https://www.gosuslugi.ru
    • Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России https://edu.rosminzdrav.ru/
  • Ссылка на электронные ресурсы по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в Ростовской области  БПОО – Инклюзивное профессиональное образование (incl-nkptiu.ru).
  • Горячая линия по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Инклюзивное профессиональное образование» Горячая линия (incl-nkptiu.ru)

Организация доступной среды в ГБПОУ РО «СМТ» предусматривает выстраивание индивидуальной траектории обучения с учётом результатов проводимого ежегодно мониторинга образовательных потребностей, особенностей обучающихся из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, опросов совершеннолетних студентов и родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов, касающихся наличия оснований для создания специальных образовательных условий лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, обеспечение студентов с ОВЗ и инвалидностью учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к особенностям состояния их здоровья;

В ГБПОУ РО «СМТ» предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их поддержки и помощи в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации, трудоустройства по получаемой специальности.